Мирослав Немиров ([info]nemiroff) wrote,
@ 2009-04-20 13:41:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
а уже завтра -
верлиброфторнегг!

21 апреля 2009, вторник, Галерея М&Ю Гельман на Винзаводе, начало в 19.00.

Товарищество "опять Осумасшедшевшие Безумцы" представляет:

Русский Верлибр — существует ли он?
И, если да – то какими именно способами?


Теоретический Доклад М.Немирова + чтение любимых русских верлибров им же — и всеми желающими.

Ритмофторнекк, посвящённый русскому (и переводному на русский) верлибру — классическому, новейшему. И его ритмическому устройству.

Почитаем эти верлибры, выскажем некоторые предположения о том, как оно всё в них устроено — с точки зрения чередования ударных/безударных слогов, анакруз, клаузул итд итп.

Особой научности не получится — но кое-какие интересные (на мой взгляд) соображения есть у меня, я вам их расскажу.

От меня в программе:

Краткий Доклад

Чтение (по алфавиту):

Владимир Богомяков
Эмиль Верхарн в переводах Гаспарова
Николай Заболоцкий
Сергей Круглов
Михаил Кузмин
Сергей Недильхен
Поль Фор в переводах Гаспарова
Федор Сваровский
Даниил Хармс
Борис Херсонский
Томас Элиот в разных переводах

Вход — свободный, Немиров — будет лично.



МИРОСЛАВ НЕМИРОВ
1961, 8 ноября: родился в Ростове-на-Дону.
Отец — Немиров Марат Иванович, тогда — рабочий-фрезеровщик (1936 — 1988); впоследствии — инженер-строитель.
Мать — Немирова Валентина Сергеевна (р.1936), тогда — студентка Ростовского Инженерно-Строительного Института; затем — инженер-строитель.
1966 — 1975: г. Альметьевск Татарской АССР. Всесоюзная стройка — Якеевское нефтяное месторождение + нефтепровод "Дружба"
1975 — 1980: Надым Тюменской области. Мать и по сей день там живёт.
1980 — 1985: Тюмень, филологический факультет ТГУ.
1986 — 1990 — бурная жизнь в разных местах — Тюмень, Ростов-на-Дону, Москва,
Тюмень, Надым — итд.
1990 — по сей день — Москва и окрестности.

Деятельность в интернете:

Текущая жизнь — http://nemiroff.livejournal.com 
Портал Немиров — http://nmrv.ru  
Большая Немировская Энциклопедия — http://wiki.nmrv.ru  
Картиночки Пинап- http://kartinochki.nmrv.ru  
Исторические картиночки — http://hi.nmrv.ru  
А.С. Тер-Оганян. Жизнь, судьба и контемпорари арт — http://www.guelman.ru/avdei 

Колонки:

Всё о Поэзии в Русском Журнале
http://old.russ.ru/authors/m_nemirov.html  и http://russ.ru/avtory/nemirov_miroslav  

Всё о фантастике на АПН
http://www.apn.ru/special/article19172.htm  

Бумажные книги:

1. Некоторые стихотворения расположенные по алфавиту. СПб: Красный матрос, 199
2. А.С.Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт. Москва: GIF, 1999 г.
3. Некоторые стихотворения, расположенные по алфавиту — 2. СПб: Красный матрос, 2002
4. Некоторые стихотворения о разнообразных красотках, расположенных, естественно, по алфавиту. СПб: Красный матрос, 2004
5. Полное собрание стихотворений. Том 1: восьмидесятые. СПб-Москва: Красный матрос, Немировв, 2008

Отрывок из доклада во верлибру:

И вот: был я молод, глуповат, восторжен и доверчив, горел желанием всё познать — и уметь. Ясное дело, сильно меня интересовал с этой точки зрения Верлибр. И я верлибрические стихи читал — которые находил. Некоторые — весьма впечатляли. Элиот — Четыре Квартета. Заболоцкого верлибы в Деревьях и других местах.

Сам? Пытался, но — не пошло. Необязательность отталкивала: можно так слов расставить, можно этак; нет внешней принудительной силы и размера, а следовательно.
Особенно, кстати, меня не отсутствие метра отталкивало — а отсутствие рифмы. Без рифмы у меня всё рассыпалось. Рифма — сколачивает, это её главное назначение (ну, одно из главных).
Ну и — охладел.

4.

Ага.
А Гаспарова М. — я фанат.
И вот. Его Записки и Выписи. А в них есть его верлибрические "конспективные переводы". И вот я их читанул одним глазом — зашибись!
Читанул двумя глазами — всё равно зашибись! — мощь, драйв, напор итд итп.
Стало мне интересно — как это достигается? Стал я считать слоги и ударения — и обнаружил: никакие это не верлибры, то есть стихи, принципиально неупорядоченные, а это — стихи это вполне очень даже упорядоченные — нерифмованные! В основном на хореической основе. Удивительно, что сам Гаспаров называл их именно верлибрами.

Дальнейшее будет рассмотрением этого.

гаспаров / верхарн

Из "Городов-спрутов" (1895)

Заводы 21/105

Красные кубы, чёрные трубы
Вёрстами в ночь, —
Желтоглазые над смолью каналов,
День и ночь клокочут заводы.

Дождь, асфальт, пустыри, лохмотья,
Из трактиров сверкает ярый спирт,
Низколобая злоба бьётся в злобу,
В сердцах скрежет,
И клокочут заводские корпуса.

Дышат паром стальные челюсти,
Золото под молотом брызжет в тьму,
Лязг, напор, маховик, как пленный вихрь,
И снующие зигзаги ремней
Шестизубьями в такт, в такт,
В клочья рвут вылетающее слово.

За стеной — каналы, вокзалы, бег
От заводов к заводам и заводам
Чередой, грядой, в клокоте, в клёкоте
И огни взмывают вдаль, вдаль
В ржавое небо к слепому солнцу.

В воскресный день
Город спит, как молот на наковальне.

*
— Пролеткульт весь отсюда.



***
21 апреля 2009, вторник, начало в 19.00
Галерея М&Ю Гельман на Винзаводе:
105120, Москва
4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6
тел.: +7495 2281159
тел./факс: +7495 2281339
Карта проезда: http://www.guelman.ru/culture/images/doc/winzavod-map.jpg



(26 comments) - (Post a new comment)


[info]iris_sibirica
2009-04-20 11:03 am UTC (link)
Интересное мероприятие!

(Reply to this) (Thread)


[info]nemiroff
2009-04-20 02:50 pm UTC (link)
Гыгы. Ты клип-то наш - прорекламируй у себя.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]iris_sibirica
2009-04-20 03:24 pm UTC (link)
Обязательно!
Следующий пост буду писать и ссылку дам!

(Reply to this) (Parent)


[info]za_gonzalez
2009-04-20 08:09 pm UTC (link)
просмотр клипа на Ютюбе - 926 раз. быстро набирает обороты.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nemiroff
2009-04-21 03:32 am UTC (link)
926 хитов или хостов?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]za_gonzalez
2009-04-21 08:09 am UTC (link)
не знаю. на Ютюбе свой счетчик стоит. под самим клипом количество просмотров показывается.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shapur
2009-04-21 09:30 am UTC (link)
а 5 звёзд там, - это кто ставит?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shapur
2009-04-21 09:33 am UTC (link)
Володька, ты зачем усы сбрил? (С)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nemiroff
2009-04-21 09:45 am UTC (link)
Добросовестно изучаю Сандинисту. Есть хорошие песни. Но:

1: певец у них - совсем никакой, гнать его поганой метлой и нанять нормального

2: перегнули с разнообразием, все песни настолько сами по себе, что целостного впечатления от пластинки - у меня - никак не складывается.

3: это у меня такая плдохая запись, или оно и в оригинале так? глухо, мутно, какой-то посторонний шум всё время фоном идёт?


(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shapur
2009-04-21 09:58 am UTC (link)
да нет, отлично диск записан.
певца поздно менять, помер.
а зачем оно целостное впечатление? оставить то что нравится и все дела.
я уж и не помню, когда полностью альбомами слушал, есть же любимые песни их и втыкаешь, но да, ты же целину пашешь, приходится полностью слушать, хотя можно и не полностью - вступа, куплет, припев и хорош, зачем одно и тоже по 2, а то и по три раза слушать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nemiroff
2009-04-21 10:03 am UTC (link)
А у тебя есть? Залей. А то у меня совсем кошмар какой-то, как восьмая перезапись на Спутнике 454, видел такой советский кассетник? Четвёртого класса!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shapur
2009-04-21 10:08 am UTC (link)
залить не проблема, проблема диск в мр3 переконвертировать, сто лет уж не делал этого, но, думаю, вспомню по ходу дела.
аоткуда ты качал и какой битрейт?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nemiroff
2009-04-21 10:11 am UTC (link)
С мп3музик, откуда ещё. Насчёт битрейта не знаю, но пластинка там, с кокорой оцифрованно - ужасно запиленная, скрипит, трещит, точно как будто туристы рыбу жарят.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shapur
2009-04-21 10:17 am UTC (link)
туристы ладно, вот если бы геологи...

(Reply to this) (Parent)


[info]za_gonzalez
2009-04-21 11:32 am UTC (link)
зрителЯ.

(Reply to this) (Parent)


[info]nemiroff
2009-04-21 03:43 am UTC (link)
Вот твою краткую биографию набросал:

Об участниках

Плотников Игорь

Локомотив Проекта, главная тягловая сила, авто и изготовитель всей музыки, клипов, сам-себе-звукоинженер, итд итп.

Краткая биография:

Наш пацан, тюменский.

Вместе со всеми стоял у истоков сибирского панка – ИпВ и все прочие дела 1985 года. На лет пять нас помоложе был. Образовал коллектив с Шапой – Шапа в нём и пел! – "Маленькие Говняные Человечки или Что сказал Шри Ауробиндо перед Смертью". Сочинили две песни, они представлены на довольно известном коллективном альбоме "Инструкция по Обороне". (Дать ссылку) Но – не получило это дело развития. Менее полугода группа просуществовала.

Университет – филфак, английское отделение.

Закончив – на Севера, переводчиком (конец восьмидесятых – западные компании активно пытаются заниматься у нас нефтедобычей, геологоразведкой, поставкой оборудования, конечно, - итд итп).

Затем, в девяностые – вместе с разными западными нефтяными компаниями кочевал по всему СССР(б) – Казахстан, Азербайджан, Грузия. Искал нефть, строил трубопроводы, завозил оборудование. Заодно с переводческими делами – также и кладовщик, и снабженец и всякое прочее на все руки. Постепенно стал специалистом нефтяного дела, ага – в основном разведки о оборудования.

Конец 1990-х – переселяется с женой в Канаду на ПМЖ. Получает канадское гражданство. Обитает в Торонто, теперь ещё и в Калгари. Пробует заниматься тем и сем – но в итоге возвращается к нефтяному делу. Эквадор, Африка, нефтяные места самоей Канады. Делает карьеру – и вот он уже в Амстердаме руководителем некоего нефтяного проекта. Сейчас, правда, в связи с Кризисом, опять вы Африке.

Параллельно – энторнет: с 2000 года постоянный е-обитатель моих гостевых на руссру и в других местах, с 2004 – и ЖЖ. То есть, все мы всё время в постоянном контакте - виртуальная староТюмень за всю мазуту: я ( Немиров М.), Шаповалов Ю., Профессор Богомяков, Птичка Гузель, загоназалез Плотников.

Ага.

А в прошлом, 2008 году – взял гитару в руки и стал сочинять песни. И их записывать, и весь вокально-инструментальный аккомпанемент в лице себя и своего компьютера осуществлять. А осенью того же 2008 – призвал на подмогу меня, М.Немирова – сочинять тексты и петь.

Ну и заверте - - -.

*
Говори что добавить, что убавить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]za_gonzalez
2009-04-21 08:11 am UTC (link)
примерно все верно, но довольно заурядная биография. надо бы поболее ее мифологизировать, чтобы привлечь больше внимания.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nemiroff
2009-04-21 08:34 am UTC (link)
Биография отнюдь не такая уж заурядная.

Мифологизировать? Написать, типа, что ты слепой австралийский абориген, единственное окошко в мир - радиоприёмник, оставшийся с войны от американских солдат; крутя его ручки, ты наткнулся на русское радио, услышал Аквариум, был потрясён, выучил русский, чтобы понимать (по радио же), тут тебе провели энторнет и подарили гитару, ты списался со мной (с Гребнем не осмелился) - и понеслось?

По-моему, осовсем этого не надо. Сейчас таких мифологизаторов - хоть жопой ешь, у половины жеженишком в юзеринфе подобные истории написаны.

Мы тем и отличаемся от всех этих ебланов и фортинбрассов - мы не врём, не кривляемся, не прикидываемся кем-то, не мифологизируем, не шутим, как заведённые, не занимаемся преколами - нам этого не надо. Это всё - для уёбышей. А мы и без того, в своём натуральном виде, - НАСТОЯЩИЕ ебонаты (осумасшедшевшие безумцы, тоесть). Чем, блять, и гордимся.

Такова идеология коллектива, я полагаю. Или ты не согласен?
- совсем не надо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]za_gonzalez
2009-04-21 01:56 pm UTC (link)
согласен. вот здесь тогда подправь:

"Постепенно стал специалистом нефтяного дела, ага – в основном разведки о оборудования." - в основном нефтедобывающего, перерабатывающего и разведывательного оборудования.

"Конец 1990-х – переселяется с женой в Канаду на ПМЖ" - февраль 2000 г.

"Пробует заниматься тем и сем" - пробует заниматься компьютерной анимацией и визуальными эффектами в кино и видеоиндустрии, но в итоге возвращается к нефтяному делу.

все остальное хорошо. спасибо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nemiroff
2009-04-22 09:52 am UTC (link)
оез, исправил. ты закинь клип и объяву в аемрейр и музикфэктори. Я сам собирался, но после вчерашнего не в силах.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]za_gonzalez
2009-04-23 10:48 am UTC (link)
на музикфэктори кинул. аемраре модератор до сих пор рассматривает. на джастгудмюзик модератор не пропустил.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nemiroff
2009-04-23 12:46 pm UTC (link)
"Вою" послушал? У меня есть в хорошем качестве ещё несколько её вариантов. По-моему, ничё. Или как?

Если буджешь делать, неплохо бы чтобы там всё песню то волки выли, то пурга-вьюгА.

(Reply to this) (Parent)

гаспаров / верхарн
[info]lukomnikov_1
2009-04-20 02:25 pm UTC (link)
> В основном на хореической основе.

Не знаю, как там в основном (не читал толком), но вот именно это, насколько я понимаю, не на хореической, а на дактилической:


крАсные-кУубы-чЁрные-трУубы
вЁрстами-внОчь
жЕэлто-глАзые-н'дсмОльюка-нАалов
дЕнь[блинъ]и-нОчь[блин]кло-кОчутза-вОоды

дОждь[блинъ]ас-фАльтпусты-рИилох-мОтья
Из[блин]трак-тИровсвер-кАйтъярый-спИрт
нИизко-лОбая-злОб'бьётся-взлОбу
<всерд>цАах[блин]-скрЕжет
<йкло>кОч'тзавод-скИйкорпу-сА

дЫшат[блин]-пАромсталь-нЫые-чЕлюсти
зОл'топод-мОлотом-брЫзжетвы-тьмУ
лЯзг[блин]на-пОрмахо-вИкк'кпленный-вИихырь
<йсну>Ющие-зьгзАгирем-нЕй
<шьсти>зУбьями-втАкт[блинблин]-втАкт
вклОчьярвут-в'льтАющье-слОово

<з'сте>нОойка-нАлывок-зАалы-бЕг
<'тза>вОдовкза-вОд'мъиза-вОдам
<ч'ре>дОойгря-дОой[блин]-вклОкоте-вклЁкоте
<йаг>нИивзмы-вАают-вдАаль[блин]-вдАль
вржАвое-нЕбоксле-пОму[блин]-сОлнцу

<ввос>крЕэсный-дЕнь
гОродспит-к'кмОлотна-нАако-вАльне

(Reply to this) (Thread)

Re: гаспаров / верхарн
[info]nemiroff
2009-04-20 02:37 pm UTC (link)
Конкретно вот это стих-е - да, не особо хорейоидное.

Дактилические - или, вернее, дактилоидные - строки - несомненно, есть. Первые три, например.

А вторая строфа - скорее анапестоидная.

Тоесть, примерно скажем - дольник, вибрирующий меж всех трёх видов трёхсложников.

Опять же - это же Гаспаров, матёрый стиховедище. Я уверен, он ещё и нарочно путал следы, то есть ударения, - чтобы студентов в тупик ставить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: гаспаров / верхарн
[info]lukomnikov_1
2009-04-20 02:46 pm UTC (link)
Ну да, в общем, пограничная форма между белым дольником на трёхсложной основе (но никак не на хореической) и собственно верлибром.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: гаспаров / верхарн
[info]nemiroff
2009-04-20 03:00 pm UTC (link)
Да чё там пограничного? Голимый дольник.

А вот это - натуральный таки верлибр, по-моему:

*
(хармс, 1932)

Ведите меня с завязанными глазами.
Не пойду я с завязанными глазами.
Развяжите мне глаза, и я пойду сам.

Не держите меня за руки,
Я рукам дать волю хочу.
Расступитесь, глупые зрители,
Я ногами сейчас шпыняться буду.

Я пройду по одной половице и не пошатнусь,
По карнизу пробегу и не рухну.
Не перечьте мне. Пожалеете.

Ваши трусливые глаза неприятны богам.
Ваши рты раскрываются некстати.
Ваши носы не знают вибрирующих запахов.
Ешьте суп — это ваше занятие.
Подметайте свои комнаты — это вам положено от века.

Но снимите с меня бандажи и набрюшники,
Я солью питаюсь а вы сахаром.
У меня свои сады и свои огороды.
У меня в огороде пасётся своя коза.
У меня в сундуке лежит меховая шапка.
Не перечьте мне, я сам по себе, а вы для меня только четверть дыма.

*
Хотя и тут есть совершенно чистые анапестические строки, и немало, - но, на мой слух, анапестоидом это нифига не звучит.

Хотя может, и не так. От твёрдых суждений в данном случае - предпочёл бы воздержаться.

(Reply to this) (Parent)


(26 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…